Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение. Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитания на интеллект ребёнка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

Занятия по музыкальному воспитанию в детском саду начинаются с самых младших групп и продолжаются до подготовительной. Основной путь музыкального воспитания в детском саду лежит через пение, как наиболее оптимальную для детей форму постижения музыки. Подбор песенного репертуара является одной из важнейших задач музыкального руководителя.

Так же музыкальное воспитание в детском саду наиболее успешно происходит через движение. Элементы ритмики не только повышают динамичность, но и позволяют лучше усвоить материал.

Психологами доказано, что постоянное присутствие музыки в жизни человека очень важно. Под неё легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определённый лад, она сопровождает человека и в горе, и в радости.

В общем, музыка является замечательным фоном для деятельности ребёнка. Удачно подобранная мелодия позволяет создать у малыша определённый настрой: под музыку лучше выполнять физические упражнения, рисовать, лепить. Музыка способна повысить эффективность деятельности чада.

Даже не имея специального музыкального образования, родители могут сделать музыку своим надёжным союзником в организации повседневной жизни детей.

«Прививать» ребёнку любовь к музыке нужно ненавязчиво, пусть она просто присутствует в жизни ребёнка, сопровождает его. Водите чадо на музыкальные спектакли, смотрите с ним музыкальные фильмы и мультфильмы («Волк и семеро козлят на новый лад», «Картинки с выставки», «Щелкунчик», «Петя и волк»).

Не стоит внушать ребёнку, что он «обязан» любить классическую музыку или принижать ценности (пусть и справедливо) других музыкальных направлений, противопоставлять их друг другу. Объясните малышу ( а ещё лучше покажите на собственном примере), что для каждого случая существует «своя» музыка: для развлечения, для общения, для отдыха, для размышления, для грусти, для радости. Приучите детей запоминать и напевать песни, поощряйте узнавание знакомых мелодий, пойте вместе с ребёнком. Также с помощью песенок и классической музыки можно научить кроху различать эмоции, это поможет ему лучше разбираться в собственных чувствах и переживаниях.

Как это сделать? Прослушав вместе с ребёнком любой музыкальный фрагмент, побеседуйте о нём. Какую музыку малыш услышал: грустную или весёлую, быструю или медленную, громкую или тихую.

Все дети любят музыкальные игрушки, потому что с их помощью они могут сами laquo;делать» музыку. Дорогие родители, наберитесь терпения и позвольте вашему малышу творить. Благодаря музыкальному подкреплению кроха быстрее и лучше начинает разбираться, как правильно взаимодействовать с тем или иным предметом.

Что касается любых физических упражнений, то их тоже веселей и интереснее выполнять под музыку. Очень хорошо под музыку или песенки выполнять пальчиковые упражнения. Мелодия помогает ребёнку запоминать и воспроизводить последовательность движений, выдерживать определённый ритм.

Вывод из всего вышесказанного один — музыка необходима для всестороннего и гармоничного развития детей.

Детское музыкальное воспитание оказывает самое непосредственное влияние на развитие личности.

Музыкальное воспитание детей

Еще пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу. Сегодня же большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребенка и его семью.

Творческое развитие детей: как было раньше

Поколения, жившие до нас, относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на инструментах, рисованию, танцам. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях.

Творческое развитие детей и развитие личности

Получая навыки игры на музыкальных инструментах, играя каждый день произведения великих композиторов, ребенок стремится максимально точно передать окружающим те чувства и эмоции, которые испытывал автор. А значит, ребенок привыкает внимательно и бережно относиться к проявлениям человеческих чувств. Впоследствии ребенок, музыкальному воспитанию которого уделялось должное внимание, становится коммуникабельным, умеет понимать собеседника с полуслова, уважать его чувства.

Значение музыкального воспитания для формирования характера

Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребенка огромное по важности дело. Во-первых, ребенок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть нотной грамотой и стать музыкантом — дело нелегкое. Во-вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной классической музыки развивает духовный мир ребенка, делает его богаче. В-третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, выбирают музыку своей профессией.

Связь между музыкой и математикой

Такая связь существует, это доказано наукой. Ребенок, чьим музыкальным воспитанием занимались с раннего детства, чуть позже, примерно в средних классах общеобразовательной школы, начинает удивлять своих родителей блестящими математическими способностями. Это вполне закономерно: именно музыка способствует развитию образного мышления и пространственного воображения, а ведь эти категории необходимы для того, чтобы понять геометрию и алгебру.

Связь между музыкальным воспитанием и поэзией

Не стоит удивляться и тому, что воспитанник музыкальной школы, достигнув возраста 14–15 лет, начинает писать стихи, причем глубоко эмоциональные и тонкие. Все это — результат усилий музыкальных педагогов. Играя на инструменте, ребенок постоянно слышал комментарии преподавателя: «В этом месте нужно играть чуть тише, слабее, здесь автор задумывается, грустит. А теперь — громче, отчаяннее, тебя захлестывает обида, гнев!» В результате таких ежедневных упражнений развиваются не только пальцы ребенка — развивается его душа, он учится тонко и глубоко чувствовать, сопереживать, а потом и выражать собственные переживания в стихотворной форме.

Связь между музыкальным воспитанием и правописанием

Не удивляйтесь, такая связь существует! Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на развитие грамотности ребенка. Чтобы писать без ошибок, мало вызубрить правила русского языка. Не менее важную роль играет пространственное воображение, за развитие которого отвечает и музыка в том числе. Занимаясь игрой на музыкальных инструментах, дети получают, помимо всего прочего, прекрасную тренировку пальцев. А тренированными, сильными пальцами значительно проще писать первые буквы и цифры в первых тетрадях. Игра на музыкальном инструменте выполняет еще одну важную функцию: развивает и укрепляет координацию слуха и моторики рук. Все это способствует развитию грамотности и выработке красивого почерка.

Музыка и дисциплина

Влияние музыкального воспитания на формирование характера ребенка бесспорно. Ребенок, занимающийся, помимо школьных заданий, еще и музыкой, привыкает планировать свое время по минутам, и в результате успевает сделать гораздо больше, чем его сверстники, имеющие больше свободного времени. Чаще всего юный музыкант дорожит своим временем: ведь он знает, как оно быстротечно. Такой ребенок способен вместить в свой обычный день массу занятий: чтение книг, изучение языка, занятия спортом, помощь родителям по дому и т. д. В то же время ребенок, не занятый ничем, кроме школы, после возвращения домой часто не находит себе места, томится от скуки, его дни проходят впустую, не принося ничего полезного и нового ни разуму, ни душе.

Музыкальное воспитание: когда лучше начинать?

Многие родители, желающие заняться музыкальным воспитанием своего ребенка, задумываются над вопросом: когда следует начинать это делать? Ответ на этот вопрос давно дали специалисты: еще до рождения ребенка! Плод в утробе матери слышит раздающиеся «снаружи» звуки, начиная с 19-й недели своего существования. С этого времени женщина может заняться музыкальным воспитанием своего будущего ребенка: прикладывать к животу негромко звучащий плеер или наушники, в которых звучит спокойная классическая музыка. Не помешает и самой будущей маме уделить внимание своему музыкальному развитию, почаще слушать хорошую музыку в спокойном темпе.

Среди композиторов, чья музыка оказывает расслабляющее и успокаивающее влияние на плод — Гайдн, Моцарт, Чайковский, Бетховен.

Специалисты утверждают, что дети, чьим музыкальным воспитанием начали заниматься еще до рождения, быстрее начинают сидеть, стоять, ходить, разговаривать. Кроме того, такие дети отличаются кротким нравом и уверенностью в собственных силах.

Музыкальное воспитание в детском саду

Занимаясь музыкальным воспитанием в детском саду, педагоги не только проводят с малышами музыкальные занятия, а еще и учат правильно слушать музыку, определяя на слух музыкальные инструменты, петь несложные песенки под аккомпанемент пианино или баяна, различать темп музыки.

Как только ребенок достигает возраста 5–6 лет, у него появляется новая потребность: производить шумовые звуки. Конечно, и более младшие дети с удовольствием шумят, но в 5–6 лет к этому желанию прибавляется стремление самостоятельно творить, попробовать сыграть на музыкальных инструментах. Это стремление используют воспитатели в процессе музыкального воспитания детей. Воспитанники старшей и подготовительной группы с удовольствием учатся играть на барабанах, маракасах, издают мелодичные звуки при помощи колокольчиков, бубнов и других нехитрых инструментов.